Московское областное отделение РАЗШ  
 
Н.РОМИЦЫН - М.ЛЕСКИВ
Турнир сильнейших команд сервера iGame.ru, 2006

Защита Нимцовича E32

Комментирует Мирослав Лескив

1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nc3 Bb4 4.Qc2
Классическая система в защите Нимцовича.

4...O-O 5.a3 Bxc3+ 6.Qxc3 b6 7.Bg5 Bb7

8.f3
После избранного белыми продолжения фактически все партии в моей базе данных имеют ничейный результат. На мой взгляд, опаснее для чёрных:
8.Nf3 d6 9.Nd2 Nbd7 10.f3 (Топалов - Леко, 1-0, Морелия/Линарес, 2006);
8.e3 d6 9.Ne2 Nbd7 10.Qc2 c5 11.Rd1 (Бареев - Ефименко, 1-0, 37 Олимпиада, Турин, 2006).
В обоих вариантах белый конь расположен гораздо удачнее, чем на h3, как было в партии.

8...h6 9.Bh4 d5 10.e3 Nbd7 11.Nh3

11...Rc8
Здесь я забраковал основной ход 11...с5, углядев за чёрных интересную новинку.
11...c5 12.cxd5 Nxd5 (Почему-то именно так играли до последнего времени. Сильнее взятие любой из пешек. Например, 12...cxd4 13.Qxd4 e5 (Гагунашвили - Лутц, 1/2-1/2, 37 Олимпиада, Турин, 2006)) 13.Bxd8 Nxc3 14.Be7 Rfe8 15.Bh4 Nd5 16.Bb5 g5 17.Bf2 (Ещё сильнее 17.dxc5 bxc5 18.Bg3) и возникший эндшпиль чёрным непросто защищать (Сашикиран - Коротылёв, 1-0, Аэрофлот-опен, 2004).

12.c5
Выглядит, как наказание чёрных за промедление с освобождающим ходом c7-c5. Теперь чёрные получают на c6 отсталую пешку. Да и слон на b7 явно не у дел.

12...bxc5 13.dxc5 c6 14.Bg3
Shredder 10 предлагает здесь за белых: 14.Bd3 Ne4 15.Bxd8 Nxc3 16.Be7 Rfe8 17.Bd6 со сложным эндшпилем 17...Nb5 18.Bxb5 cxb5 19.b4.

Возникла, если можно так выразиться, табия конца 80-х. Обычно чёрные здесь допускали Bd6, что не очень приятно, ходили a5, Ra8 и разменивали посредством Ba6 своего плохого слона, если успевали, конечно. А если не успевали, получалось примерно следующее: 14...a5 15.Bd6 Re8 16.Qb3 Ba8 17.Rc1 Nb8 18.Bd3 e5 19.Nf2 e4 20.fxe4 dxe4 21.Bb1 Na6 22.O-O Nc7 23.Nxe4 Nxe4 24.Qxf7+ +- (Горт - Винантс, 1-0, 27 Олимпиада, Салоники, 1988).
14...e5!
Новинка. Эта предлагаемая 10-м Shredderом жертва пешки сама по себе особой ценности не имеет, если бы не следующая за ней жертва фигуры, которую компьютер уже "не видит".

15.Bxe5 Nxe5 16.Qxe5 Re8 17.Qd4 Rc7 18.Kf2
В случае 18.O-O-O Rce7 19.Rd3 Re5 с последующим Qe7 чёрные отыгрывают пешку при хорошей позиции.

18...Rce7 19.Re1

19...Ne4+!
Именно сейчас! На следующих ходах эта жертва уже неэффективна. Белые крепко защитили пешку e3 и теперь планируют развязаться: Nf4 и Bd3, поэтому после любых подготовительных ходов чёрные в лучшем случае просто останутся без пешки. Например, 19...Re5 (рекомендуемое Shredderом) 20.b4 a5 21.Nf4 axb4 22.axb4 Ne4+ 23.fxe4 Rxe4 24.Qd2 d4 25.Kg1 Qg5 26.g3 dxe3 27.Qd7 R8e7 28.Qd6+-.

20.fxe4?!
Жертву разумнее было бы отклонить. Естественно, что чёрных не устраивало отступление коня обратно на f6. Поэтому они пустились бы в неясные осложнения. 20.Kg1 Qa5 21.b4 Qxa3 22.Ra1 Qb3 23.fxe4 Rxe4 24.Qd2 Rxb4 25.Kf2 Bc8. По моим прикидкам ничья у чёрных в этой позиции есть.

20...Rxe4 21.Qd2 d4
Начиная с этого момента в течение нескольких ходов хотелось сразу подключить к атаке слона (Bc8). Но каждый раз я после долгих раздумий отказывался от этой затеи ввиду слишком большого количества продолжений у соперника, среди которых могли оказаться и ничейные и даже выигрышные. 21...Bc8 22.Nf4 (для ничьей достаточно 22.Bd3 Qh4+ 23.Kg1 Bxh3 24.Bxe4 Qxe4 25.gxh3 Re6 26.Kf2 Rf6+ 27.Ke2 Qf3+ 28.Kd3=) 22...d4 23.Kg1 с неясной игрой.

22.Kg1 Qe7 23.g3
Белые пытаются вывести своего слона на большую диагональ, чтобы за счёт угроз пешке c6 не допустить активизации его чёрного оппонента.
23.Bd3 dxe3 24.Qc2 Re5 25.Nf4 Rxc5 с инициативой у чёрных.

23...dxe3
Ладья и конь белых запатованы, поэтому им надо искать способ уползти на ничью даже ценой возврата фигуры. Последний ход чёрных направлен на ограничение возможностей соперника, чтобы среди огромного количества приятных вариантов случайно не попасть на ничейный. Типичный пример ничейного варианта: 23...Bc8? 24.Nf4 g5 25.Nh5 Bg4 26.Be2 Rxe3 27.Bxg4 Rxe1+ 28.Kg2 Rxh1 (после 28...f5 29.Rxe1 Qxe1 30.Qxe1 Rxe1 31.Bxf5 можно только проиграть) 29.Qxd4 f5 30.Nf6+ Kh8 31.Nd7+ с равенством.

24.Qc3!?
Упорно предлагаемый shredderом размен ферзей ведёт к очень неприятному для белых эндшпилю: 24.Qd6 Qxd6 25.cxd6 g5 26.Bg2 Rd4 27.b4 Re5 Фигуры белых по-прежнему запатованы. 28.b5 Rxb5 29.Rxe3 Rxd6 30.Re2 Rb1+ 31.Kf2 Rf6+ 32.Ke3 Re6+ 33.Kf2 Rxe2+ 34.Kxe2 Rb2+ 35.Kf1 Ba6+ 36.Kg1 Bc8-+.

24...e2

25.Bg2?!
Последовательно, но упускает возможность соскочить на ничью путём возврата фигуры 25.Rxe2!? Rxe2 26.Bxe2 Qxe2 27.Nf4 Qe4 28.b4.

25...Re3 26.Qd4
Плохо 26.Qb4 a5 27.Qxa5 Rb3 28.Nf2 Qe3 29.Bh3 Rxb2 30.Bg4 Qe5 31.Nd3 Qd4+ 32.Nf2 Qd5, и белые в цугцванге.

26...Rd8 27.Qh4 Qxc5 28.Qb4 Qf5

29.Nf2
Ферзь вынужден держать под контролем поле e1, чтобы не было вторжения по первой горизонтали, поэтому слон неприкосновенен. 29.Qxb7? Rd1 30.Qb4 a5-+. Попытка активизации коня тоже не проходит: 29.Nf4 g5 30.Bh3 Qe5 31.Ng2 Ba6 32.Nxe3 Qxe3+ 33.Kg2 c5-+.

29...Ba6!
Слону прямая дорога на c4. Чёрных не смущает даже потеря пешки c6.

30.Bxc6 Qe6
30...Qc8 31.Bg2 Bc4 тоже возможно, но не так ясно.

31.Bg2
31.Qa5? Qxc6 32.Qxd8+ Re8-+.

31...Bc4 32.Qa5 Qd6 33.Ng4
33.Qxa7 Qd2 34.Nd3 Rexd3 35.Qf2 R8d6-+.

33...Rd3 34.Be4
34.Qxa7 Qe6 35.h3 h5 (35...f5? 36.Nh2 Rxg3 37.Nf3) 36.Nh2 Rxg3 37.Nf3 Qe4 38.Qf2 h4 39.b3 Bd5 40.Rxe2 Qxf3 41.Qxf3 Bxf3 42.Rb2 Bxg2 43.Rxg2 Rxb3-+.

34...Qd4+ 35.Nf2

35...Re3!
Борьба за контроль над полем e4 заканчивается в пользу чёрных, ибо форсированно проигрывают белые после 36.Qf5 Be6 37.Qh7+ Kf8 38.Kg2 Qe5 39.Qh8+ Ke7 40.Qh7 Rd4.

36.b3 Bxb3 37.Qb5 Be6
Ещё более цинично 37...Bc4.

38.Qb7
38.Bd3 Rc8 39.Rxe2 Rxe2 40.Bxe2 Bd5-+.

38...f5. Белые сдались [0:1].
39.Bc6 f4 40.Qb4 Bc4 41.g4 Rd6 42.Qb8+ Kh7 43.Qb1+ Kh8-+.

 
 
Hosted by uCoz